Современный коттеджный посёлок «Царев Град» у берега Волги Выбрать дом
СМИ о нас

Царское происхождение («AiRUnion Magazine»)

Царевщина, Большая Царевщина, Царевокурганская Слобода… Название этого села имеет поистине царское происхождение. Возникло оно в начале XVIII века (около 1702 года) как частновладельческое. До 1917 года называлось селом Царевщиной, а также Царевокурганской Слободой, позднее - Большой Царевщиной. С 1961 года это поселок Волжский Красноярского района Самарской области. Одно название принесено первопоселенцами, значительная часть которых была выходцами из села Царевщины Пензенского уезда. Другое дано по горе Царев курган. Кроме того, в названии села отразился титул владельцев – касимовских царей (ханов). А также многочисленные легенды о происхождении названия Царева кургана.

Центром поселка и основной архитектурной достопримечательностью остается Христорождественская церковь. Она была построена в 1833 г. по проекту архитектора М.П. Коринфского (1788-1851). Храм был построен на средства известного дворянского рода, вдовой бывшего министра юстиции Д.В. Дашкова. В Царевщине располагалось в те времена их имение. Церковь Рождества Христова представляет собой архитектурный памятник русского классицизма. Храм пятиглавый, строгой центрической композиции, со всех сторон декорирован четырехколонными портиками с фронтонами. Они придают зданию особую торжественность и выразительность. Такое решение было продиктовано особенностями местности. Ведь храм стоит у подножия Царева кургана. Окруженный природным ландшафтом, он просматривался со всех сторон, открываясь в разных ракурсах при подъезде к селу.

В 1847 г. у стен Христорождественской церкви был похоронен декабрист Алексей Васильевич Веденяпин (1804-1847). Приход Христорождественской церкви в 1896-1900 гг. возглавлял отец Константин Сухов, впоследствии возведенный церковью в сан священномученика. В 1920-е гг. церковь в Царевщине закрыли и долгие годы она стояла разоренная и запустевшая. Во времена перестройки храм вернули епархии и стали быстро восстанавливать. В октябре 1999 г. во время пребывания в Самарской губернии Патриарх Московский и всея Руси Алексий II посетил возрожденный Христорождественский храм и благословил строительство колокольни. В 2000 г. стараниями благотворителей она была возведена. В 2008 г. Христорождественскому храму исполняется 175 лет. Храм, как известно, стоит прямо у подножия Царева кургана. Здесь же находится Святой источник иконы Божьей матери "Неупиваемая чаша", рядом с которым построена часовня. От часовни начинается дорога, по которой можно подняться на вершину кургана.

Царев курган

Плывешь ли теплоходом по Волге, подъезжаешь ли к Царевщине по шоссе со стороны Красной Глинки или Курумоча, пересекаешь ли железнодорожный мост через реку Сок возле поселка Малая Царевщина, ото всюду хорошо виден он - приземистый, чуть покрытый голубоватой дымкой Царев курган.

Первое описание Царева кургана относится к 1634 г. и принадлежит Адаму Олеарию, послу герцога голштинского: "…Мы увидели на левой стороне, недалеко от берега, круглую, голую, песчаную гору, лежащую на совершенно гладкой равнине, называемую русскими Царев курган. Нам рассказывали, что под этой горой погребен один татарский князь по имени Мамаон, который с 7 татарскими царями плыл по Волге вверх и хотел пройти и покорить всю Россию, но здесь умер и похоронен, и будто бы воины его, которых было несчетное множество, сносили сюда на его могилу землю шапками и щитами, и оттого образовалась гора…". По другой легенде, курган соорудил Степан Разин. А по третьей, курган насыпан по приказанию Ивана Грозного его войском в назидание кочевникам. В 1722 году, проплывая по Волге в Персидский поход, Петр I любовался Жигулевскими горами. В 36 верстах от Самары он остановился на кургане, где поставил сделанный своими руками деревянный крест. Это еще одна из версий происхождения названия Царева кургана.

Не смотря на многочисленные легенды о рукотворном происхождении Царева кургана, это все же природное образование. Известняковые породы каменноугольной системы, из которых состоит курган, а также Жигулевские и Сокольи горы были сформированы около 300 млн. лет назад. Когда-то эти горы были дном древнего моря.

Не раз бывал на Царевом кургане летом 1870 г. художник И.Е. Репин, написавший здесь не один этюд к своим всемирно известным "Бурлакам". Были на кургане и в селе Царевщина в мае 1890 г. члены самарского кружка А.П. Скляренко во главе с В.И. Ульяновым (Лениным). В 1896 г. поднялся на вершину Царева кургана А.М. Горький.

Еще в 1876 г. на Царевом кургане начались разработки карьера по добыче известняка. Из крепкого камня кургана сложены быки моста через Волгу у Сызрани, и стоят они уже более ста лет. Особенно активно камень начали добывать для постройки плотины Волской ГЭС в 1938 г. Сотни тысяч кубометров известняка ушло в пос. Комсомольский и Жигулевск, легло в основание нового шоссе Самара - ГЭС имени Ленина - Москва и железнодорожной линии Самара - Жигулевское море. Теперь работы на кургане прекращены, и склоны его начинают опять покрываться растительностью.

В 1938 г. в период активной добычи известняка на Царевом кургане проводились археологические раскопки. Были найдены бронзовые серпы, ножи, топоры и тесла, которые сейчас хранятся в музее им. П.В. Алабина и являются выдающимися находками эпохи бронзового века. В те времена подобные предметы ценились очень высоко. Возможно, они были частью посмертного дара умершему, с которыми он должен был вступить в новый мир. Возможно, на вершине кургана находилось святилище и, обитавшие неподалеку племена, совершали здесь свои магические обряды. Возможно, эти драгоценные находки предназначались богам?!

В октябре 2000 г. на праздник Воздвижения самая высокая точка у Царева кургана украсилась позолоченным православным Поклонным крестом высотою более 15 метров и весом 2760 кг. На территории Царева кургана предполагается создание православного монастыря и мемориально-культурного комплекса. Вокруг креста будут оборудованы смотровые площадки, с которых открывается прекрасная волжская панорама. В январе 2005 г. на Царевом кургане состоялись необычные лыжные соревнования, посвященные Рождеству Христову.

Но не только историей дышит этот живописный край. Его величественная красота, столь характерная для мест Поволжья, далека от академичности «музея под открытым небом». Многочисленные отдыхающие приезжают в эти места, чтобы наполнить грудь чистым воздухом и, окинув взором родные просторы, услаждавшие взгляд Степана Разина, Ильи Репина, Максима Горького, воскликнуть в упоении: «Хороша родная сторона!»

Сегодня Царевщина – одно из самых привлекательных мест для жизни на берегу Волги. Расстояние от Царевщины до Самары – оптимальное для людей, работающих в городе и желающих жить на природе. Потрясающие волжские виды и величественные горные ландшафты – причины во многом определяющие желание многих самарцев поселиться в этих местах, благо предложений от строительных компаний на сегодняшний день достаточно: «Сказка», «Полесье», «Волжская Ривьера», «Стрижи», «Царев Град».

Так в этом удивительном месте события прошлого и настоящего перекликаются с красивыми легендами о Волге, о седых Жигулях, о Цареве Кургане.

Ирина Крамарева
музей им. П.В. Алабина


Возврат к списку